«Бойцовский клуб»


Описание

Америка — самая богатая страна в мире, но далеко не все там богаты. Раздражение и злоба против замкнутого круга рабского потребления и рекламы, осознание собственного ничтожества и невозможности стать звездой или миллионером выливаются подчас в бунт, вандализм и насилие. Герой картины (Нортон), обычный офисный служащий большой автомобильной компании, от лица которого ведется рассказ, долгое время мучался от бессонницы и начал посещать различные кружки групповой терапии, находя в них какое-то успокоение. Там он знакомится с такой же, как он симулянткой Марлой (Бонэм-Картер), а в одной из командировок — с Тайлером Дерденом (Питт). Тот втягивает его в создание Бойцовского клуба, члены которого дерутся один на один друг с другом, пока один из дерущихся не скажет «стоп». Сначала наш герой и Тайлер дерутся друг с другом, чтобы дать выход депрессии, потом приходят новички, клуб разрастается. Герой Нортона избавляется от бессонницы. Через какое-то время члены клуба превращаются в послушную армию, беспрекословно выполняющую все приказы Тайлера…

«Бойцовский клуб» – это фильм-противоречие. Попытка пропитанного с головы до пят материализмом Голливуда экранизировать антиглобалистские и антисоциальные идеи. Кино, в котором насилие показано как созидательная сила, как естественный для человека жизненный путь. В этом фильме тонкий юмор соседствует с блевотными сценами драк. Эту кинокартину пересмотрели по нескольку раз сотни тысяч зрителей, но при этом он едва-едва окупился в прокате.

 

Когда посмотришь «Бойцовский клуб», становится удивительно, как этот фильм пустили в массовый прокат и на телевидение. Ведь, если серьезно вдуматься в его идеи, он может перевернуть сознание, может заставить почувствовать себя никчемной букашкой, задача которой зарабатывать свои копейки и тут же «спускать» их в шоппинг-центрах. Но даже, если не вдумываться в идеи, заложенные в нем, то просмотр все равно будет провоцировать на что-то бесшабашное, причем, что-то, в чем потребуется применение силы.

Такова магия кино. Когда видишь, как на экране главный герой спасает планету, то хочется самому совершить геройский поступок. А когда на экране Эдвард Нортон и Брэд Питт бьют друг другу лица и варят взрывчатку, то начинаешь фантазировать о чем-то подобном. Главное, чтобы происходящие на экране геройские поступки или бессмысленное насилие цепляли зрителя.

Задачу зацепить зрителя в «Бойцовском клубе» выполняет Дэвид Финчер. Это была его четвертая картина, и она сделала его культовым режиссером.

Дэвид Финчер всегда выстраивает свои картины с маниакальной изобретательностью. Он подбирает сюжеты, в которых нет логичного развития событий. В историях его фильмов всегда есть тайна и незримый глубокий подтекст, которые он подчеркивает удачными визуальными ходами. Роман Чака Паланика подошел для Финчера идеально – в нем есть неожиданная развязка и десятки мелких деталей, на которых строится сюжет.

В «Бойцовском клубе» Финчер короткими изображениями иллюстрирует одноразовость бытовых ценностей, к примеру, квартиру героя показывает как набор элементов из каталога ИКЕА. А по ходу дела играет с едва заметными изображениями, которые появляются только на один-два кадра. Вибрации камеры, скольжения в проекторе, звездочки на экране и врезанные картинки, эротического характера – вещи, которые не имеют никакого отношения к происходящему на экране, но имеют смысл в контексте сюрреализма этой картины.

Привлекательным для зрителя этот шедевр делают два главных актера – Эдвард Нортон и Бред Питт. И здесь они великолепны. Сложный характер, который по ходу истории меняет собственное мировоззрение – это подходящий герой для Нортона, вспомнить можно его роль в «Американской истории Х». А уверенный в себе «отморозок» – это идеальная роль для Питта, киноленты «Большой куш» или «Бесславные ублюдки» тому пример.

Хотя все-таки «привлекательный» это не то слово, которым можно охарактеризовать «Бойцовский клуб». Он интересный, захватывающий, яркий, но при этом мерзкий и опасный. В общем, это фильм-противоречие, впечатление от которого еще сложнее описать, чем его запутанный сюжет.