Российские независимые режиссеры:
Несмотря на то, что кинематограф СССР оставался государственным вплоть до перестройки, уже в начале 80-х, на закате брежневской эпохи, появляется то, что можно назвать независимым кино.
Александр Сокуров одним из первых доказал, что даже в недрах советской системы можно сделать что-то, если очень захотеть, и если вокруг тебя — единомышленники. Его полнометражный фильм «Одинокий голос человека» (1978), родившийся из курсовой студенческой работы, открыл новые горизонты в киноискусстве.
Последователь Сокурова Игорь Алимпиев развил возможности авторской документалистики, создав собственный стиль игрового черно-белого кино в фильме «Панцирь» (1990). Сейчас он работает над документальным эссе «Русские в поисках любви и смерти».
Пионером независимого российского кино следует признать Сергея Сельянова, который вместе с другим молодым режиссером Николаем Макаровым, в 1988 году «подпольным» образом снял философскую ленту «День ангела» по сценарию Михаила Коновальчука. Сегодня Сельянов на своей студии СТВ реализует самые амбициозные некоммерческие проекты, среди которых — фильмы Алексея Балабанова, Олега Ковалова и других. В начале 90-х годов в Москве и Петербурге появляются группы молодых кинематографистов, по своему развивающие традиции русского киноавангарда Дзиги Вертова, Льва Кулешова, Фэксов — братья Алейниковы, Борис Юхананов, Дебил Кондратьев, а также Евгений Юфит, положивший начало «некрореализму» — целому направлению в российском киноандерграунде. Грузин Алекс Цабадзе («Пятно»), казах Рашид Нугманов («Йа-хха», «Игла»), латыш Юрис Подниекс («Легко ли быть молодым ?»), русский Олег Тепцов («Господин оформитель», «Посвященный») своими смелыми новаторскими фильмами во многом способствовали развитию гласности и пробили брешь в бастионе официального кино.
Возникло понятие «параллельное кино», объединившее молодых актеров, авторов, режиссеров и критиков — Сергея Добротворского (скончался в 1997), Максима Пежемского, Константина Мурзенко из группы «Че-паев», анимацию Сергея Бугаева — «Африки», Виктора Тихомирова («Митьки») и Инала Савченко («Новые Художники»), идущих как бы параллельным, но своим путем в кинематографе.
Новая волна «независимых» в конце 90-х вынесла на поверхность Евгения Иванова («Никотин», «Дух»), Максима Пежемского («Переход товарища Чкалова через Северный полюс», «Жесткое время»), Геннадия Новикова («Юноша из морских глубин»), Александра Баширова («Железная пята»), Андрея Куклина («Предстояние», «Куранта»), Дмитрия Фролова («Ночи Полнолуния», «Клоунада»), Марию Соловцову, Юрия Фетинга…